Местные товаропроизводители и представители торговых сетей вновь сели за стол переговоров
На прошлой неделе состоялось совещание по вопросам организации взаимодействия торговых сетей и местных сельхозтоваропроизводителей. За последний год это была уже вторая встреча. По словам министра сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края Виктора Якимова, вопросы самообеспеченности региона продуктами питания путем развития производства на местах и продвижение местных товаров на рынке находится в центре внимания краевого правительства и главная цель этой встречи – в очередной раз дать возможность сторонам услышать друг друга.
В прошлом году на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности края произведено 13 196,4 тонн колбасных изделий, 2 206 тонн полуфабрикатов, 1 380,2 тонны рыбы, 12 104 тонны молочной продукции, 33 108 тонн хлеба и хлебобулочных изделий, 3 533 тонн кондитерских изделий, 2 600 тонн мяса и субпродуктов и 30 000 тонн муки. При этом загруженность производственных мощностей в среднем составила лишь 60%. Сегодня край практически полностью обеспечивает себя хлебом, хлебобулочными, кондитерскими изделиями. Потенциал мясоперерабатывающих предприятий также позволяет удовлетворить потребности забайкальцев в колбасных изделиях, пожалуй, только за исключением сырокопченой колбасы. Несколько иначе дела обстоят с молочной продукцией. 90% молока в край завозится из других регионов. Основной проблемой предприятий молочной промышленности является дефицит молочного сырья. Связано это с тем, что за последние десятилетия концентрации молочного стада произошла в личных подсобных хозяйствах населения. В качестве решения данной проблемы в краевом выход видят не только в развитии молочного скотоводства, но и развитии системы заготовки молока от населения.
Однако, как считают сами производители, мало произвести, главное – продать. «Я для себя однозначно решила, что нам надеется не на кого. Нам, небольшим производителям из отдаленных районов легче работать с маленькими магазинами либо создавать свои, – делится опытом Марина Мистель, производитель полуфабрикатов из Борзинского района, – сейчас мы стараемся дружно работать с коллегами из других районов, объединяемся и создаем небольшие магазинчики. Пусть он будет 16 метров, но там будет действительно продаваться продукция именно нашего Забайкальского края».
Представители большинства же торговых сетей высказали намерение наращивать сотрудничество с забайкальскими производителями. Однако последним необходимо совершенствовать логистику и упаковку товара, а также работать над стабильными вкусовыми свойствами продукции и гарантированными поставками товара.
«Наполняемость рынка продукцией местно производителя зависит от всех заинтересованных сторон: и сельхозтоваропроизводителей, и переработчиков, и представителей торговых сетей, – подвел итоги встречи Виктор Якимов, – считаю, что первые шаги в этом направлении сделаны. Сегодня уже гораздо меньше претензий звучит в адрес друг друга, есть и положительные примеры совместной работы. Перекладывать ответственность только на сети не стоит, производителям тоже необходимо думать, как дальше развиваться, наращивать свои объемы и суметь не просто занять свою нишу, но и удержаться на рынке»