Обзор изменений законодательства о налогах и сборах с 2019 года
Порядок уплаты НДС при получении субсидий
С 1 января 2018 года действует новый порядок учета НДС при получении субсидий (ст. 170 НК РФ).
В случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, суммы налога, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, вычету не подлежат.
Суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. При этом указанные изменения не применяются в отношении налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей в отношении субсидий, полученных до 31 декабря 2018 года включительно из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ).
С 1 января 2019 года указанные положения не применяются в случае, если документами о предоставлении субсидий и (или) бюджетных инвестиций предусмотрено финансирование или возмещение затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав без включения в состав таких затрат предъявленных сумм налога и (или) сумм налога, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. (ФЗ от 27.11.2018 № 424-ФЗ).
Соответствующие изменения внесены в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы (постановление Правительства РФ от 30.11.2018 № 1443).
Налог на имущество
Федеральным законом от 03.08.2018 №302-ФЗ внесены следующие изменения в ст.374,376,386 Налогового кодекса Российской Федерации по налогу на имущество организаций, начиная с налогового периода - 2019 года:
а) движимое имущество исключено из объектов налогообложения;
б) налоговая база определяется отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества;
в) налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода предоставлять в налоговые органы по месту нахождения недвижимого имущества налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговую декларацию.
ВАЖНО! Чтобы определить, относится ли объект к движимому или недвижимому имуществу, нужно проверить, включен ли он в ЕГРН. Если записи в реестре нет, необходимо установить, есть ли основания, подтверждающие (а) связь объекта с землей; (б) невозможность переместить его без несоразмерного ущерба назначению (письмо ФНС России от 02.08.2018 №БС-4-21/14968@).
Перечень недвижимого имущества, которое не является объектом налогообложения, определен п.4 ст.374 НК РФ, пп. «в» п.19 ст.2 федерального закона от 03.08.2018 №302-ФЗ. В том числе в перечень недвижимого имущества НЕ ВКЛЮЧАЮТСЯ земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и иные природные ресурсы), объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу.
Налог на имущество плательщиков ЕСХН
С 01.01.2018 внесены изменения в ст.346.1 НК РФ в части уплаты налога на имущество плательщиками ЕСХН (за исключением имущества, используемого при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Разъяснения позиции Минфина России в части, какое имущество считать относящимся к производству сельскохозяйственной продукции, содержатся в письмах:
- от 19.04.2018 №03-05-05-01/26389
- 24.04.2018 №БС-4-21/7843
- от 25.05.2018 №03-11-06/1/35651
Страховые взносы
С 1 января 2019 года установлена новая предельная величина базы для исчисления страховых взносов:
на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежит индексации с 1 января 2019 г. в 1,061 раза с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации и составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 865000 рублей нарастающим итогом с 1 января 2019 г.;
на обязательное пенсионное страхование с учетом размера средней заработной платы в Российской Федерации на 2019 год, увеличенного в 12 раз, и применяемого к нему повышающего коэффициента, установленного пунктом 5 статьи 421 Налогового кодекса Российской Федерации на 2019 год в размере 2,1, составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 1150000 рублей нарастающим итогом с 1 января 2019 г.
С 2019 года не будет пониженных тарифов для коммерческих организаций и ИП на УСН. Они будут платить взносы по основным тарифам, которые останутся теми же, что и в 2018 г. (Письмо Минфина России от 01.08.2018 №03-15-06/54260).