Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения:
Общество, 12.04.2019, 12:06

Денис Бочкарев: «Будто из дома не уезжал» - интервью «Забайкальскому рабочему»

Денис Бочкарев: «Будто из дома не уезжал» - интервью «Забайкальскому рабочему»

Аграрный министр Бочкарев о кадровом проекте, плюсах Забайкалья и программе максимум

Четвертого марта этого года глава региона Александр Осипов назначил министра сельского хозяйства Забайкальского края. Им стал уроженец Приморья, выпускник Приморской государственной сельскохозяйственной академии Денис БОЧКАРЕВ.

До вступления в должность Денис Юрьевич прошел конкурсный отбор и стал победителем регионального кадрового проекта «Забайкальский призыв». Спустя месяц после вступления в должность, «Забайкальский рабочий» попросил рассказать министра о первых впечатлениях о Забайкалье и своих планах. 

- Денис Юрьевич, Вы участвовали в кадровом проекте «Забайкальский призыв». Как узнали об этом мероприятии и что стало решающим фактором для участия в проекте?

- В октябре прошлого года совершенно случайно натолкнулся на статью в Интернете, из которой узнал, что руководителем Забайкальского края назначен Александр Михайлович Осипов. Ранее мне с ним доводилось встречаться на мероприятиях, хотя лично мы знакомы не были. Мне стало интересно, что за край. Начал переходить по ссылкам, и мне понравилась фраза Осипова: «Буду опираться на местные кадры». (Зачастую мы видим, как некоторые руководители, приходя к власти в регионах, начинают, порой даже не разобравшись в ситуации, увольнять всех. А потом встают перед проблемой, что на самом деле и назначить-то некого).

Мне стало интересно, стал следить за жизнью в Забайкальском крае и вскоре увидел информацию о «Забайкальском призыве». Понял, что здесь разворачивается интересная история, и мне захотелось попробовать свои силы.

На самом деле «Забайкальский призыв» - мероприятие очень интересное, было ощущение, что мы там были как в аквариуме. Причем ты должен «плавать» свободно, но за тобой все должны наблюдать. Иногда ловил себя на мысли, как надо вести в данной ситуации. И сделал вывод: надо вести себя естественно. Если начнешь что-то выдумывать, играть какую-то роль, то ничего не получится.

- На основе чего была подготовлена презентация вашего проекта - на основе личного опыта или Вам помогали?

- Когда ехал в Читу для участия в «Забайкальском призыве», была идея заранее подготовиться, но я даже не понимал, какие будут задания. Иногда деловые игры бывают далеки по тематике от сельского хозяйства. Естественно, во время кадрового проекта мы работали в команде. У меня было свое представление о сельском хозяйстве края, его дополняли эксперты, которые были с нами в этом проекте. Опирались на знания участников, которые были в команде. Я предложил отрасль «птицеводство», потому что мне это близко.

- Расскажите об этом подробнее.

- Птицеводство сейчас переживает не лучшие времена. По России был большой всплеск, сегодня часть птицефабрик начинает банкротиться, некоторые, наоборот, наращивают мощности. Но если говорить о России в целом - топчемся на месте. Думаю, что здесь влияет несколько факторов - менеджмент, географические условия, тарифы. В Приморье птицефабрикам достаточно сложно выживать, потому что там зерно дорогое. Но Забайкальский край как раз имеет возможность выращивать пшеницу для птицефабрик.

На мой взгляд, надо приглашать сюда бизнес, строить современную птицефабрику, и получится, что зерно будет востребовано внутри региона. А потребляют птицефабрики достаточно много зерна. Когда я работал на Уссурийской птицефабрике, потребление зерна было 90 тонн в день. Это может быть выходом для тех забайкальских селян, перед которыми стоит вопрос рынка сбыта своей продукции.

Надо предлагать бизнесу различные проекты и сопровождать его, а в некоторых случаях нести на руках. Мы должны поменять свою психологию и подходить к инвестору именно с таким отношением. Если говорить о возможном строительстве в Забайкалье птицефабрики, начнем с Росптицсоюза, будем с ними советоваться, посмотрим, кого они порекомендуют. В то же время мы должны понимать, что в этом бизнесе надо не просто произвести товар, но и быть конкурентоспособными. Моя позиция - мы должны научиться конкурировать и предлагать товар, не уступающий отечественным аналогам.

- В ходе презентации Вы говорили, что в Забайкалье нет зимних теплиц. Насколько реально создать мощности, чтобы покрыть потребность региона в овощах? Что для этого нужно?

- На самом деле очень сложный вопрос. Могу сказать, что большая зависимость теплиц от генерирующих компаний - это беда. И строить теплицы, привязывая их к монополисту - поставщику энергии, это неправильно. Мне посчастливилось съездить в Казань на совещание, где обсуждались насущные вопросы тепличного хозяйства России. Посетили тепличный комбинат «Майский». Там 40 гектаров теплиц. Часть из них переведена на газ. Так вот, газовая генерация в два раза дешевле. Необходима альтернатива. Если будем зависеть от поставщика тепла, экономику мы не построим. Надо изучать передовой опыт других стран, в том числе Японии, Китая.

- Вы сказали, что в магазинах Читы не увидели местного картофеля. Насколько это проблема острая для региона, ведь картофель продается через частные объявления и на ярмарках?

- Сегодня перед нами стоит задача сделать так, чтобы забайкальский картофель стал конкурентоспособным. Что это значит? Он должен быть в супермаркетах города чистым, в упаковке, по привлекательной для покупателя цене. А что мы видим сегодня? Лежит на прилавках картофель производства КНР - чистый, рассыпчатый.

Для Читы эту проблему можно решить строительством двух-трех овощехранилищ с сортировочно-моющей линией. Картофель моется, калибруется, упаковывается. Интересный момент: с 1990 года в Забайкалье в два раза уменьшились посевные площади, но в два раза увеличился валовой сбор. Картофель в Забайкалье растет хорошо, вызревает, поэтому при грамотной маркетинговой политике его можно продвигать и в другие регионы.

- Почему, на ваш взгляд, в крае слабо поставлена работа потребкооперации? Погружались ли Вы в эту проблематику?

- С председателем крайпотребсоюза планирую встретиться в ближайшее время. Вообще, могу сказать, что потребкооперация - достаточно сложная тема. Сказать, что потребкооперация решит все проблемы на селе, будет неправильно. Идею надо реализовывать, в том числе и с учетом опыта других регионов.

- Вы уже познакомились со сферой АПК региона. Что Вас больше всего потрясло, а что порадовало?

- На самом деле меня удивил опыт забайкальских животноводческих стоянок. В большей части России личные подсобные хозяйства, это те, которые держат во дворе животину, имея 2-5 коров. А здесь, когда я открыл статистику, то увидел, что 90 процентов мяса и молока производится в ЛПХ, но это не домик в деревне и корова - в Забайкалье в ЛПХ может быть и тысяча, и две тысячи голов коров или овец. В этой связи самое главное, необходимо учесть интересы всех пользователей ресурсов, в первую очередь, земли. В край приходят инвесторы, им нужна земля, а на ней испокон веков пасется скот. Поэтому крайне важно понимать, какой резерв земель у нас есть и что мы можем предложить инвестору.

- Что Забайкалье отличает от Приморья? Что есть у нас, но нет у них, и наоборот?

- В Приморье в год выпадает до 900 мм. осадков, здесь - 300 мм. В Приморье дожди идут весной и летом, в Забайкалье это июль и август. Тут бесснежная зима - не зимуют озимые, многолетние культуры. Соответственно, не произрастают влаголюбивые растения. Сою выращивать можно, но это должен быть полив.

Зато здесь хорошо растет рапс, зерно, можно выращивать лен, подсолнечник. В Приморье очень хорошо произрастает соя, практически все земли оснащены системой мелиорации. Там есть проблема зайти весной в сев, потому что постоянно льет дождь. Растет, кукуруза, овощи, арбузы, дыня, клубника.

С другой стороны, так, как забайкальцы умеют разводить мясной скот, не может, пожалуй, больше никто. Это искусство, которое передается из поколения в поколение. Огромный плюс Забайкалья - это неиспользуемая пашня: 800 тысяч гектаров пашни можно ввести в оборот. В Приморье сегодня обрабатывается каждый клочок земли, и инвестор даже 500 гектаров свободной пашни найти не может. Там сегодня в обороте 700 тысяч га и резерва, по сути, нет. В этом отношении из всего Дальнего Востока Забайкалье - самый перспективный регион. У нас сегодня есть то, чего нет ни у кого - свободная земля.

- Расскажите об итогах недавней поездки во Владивосток.

- Совещания проходили с участием заместителя председателя правительства - полномочного представителя президента в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева, министра сельского хозяйства РФ Дмитрия Патрушева, министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александра Козлова. Обсуждалось ускоренное развитие регионов Дальнего Востока, наращивание темпов производства продукции.

- Планируете ли сделать Госветслужбу самостоятельной структурой, как это было раньше?

- С главой региона Александром Осиповым мы этот вопрос уже обсуждали. У нас есть определенное решение по этому поводу и в ближайшее время оно будет озвучено.

- Два финалиста «Забайкальского призыва» вошли в команду Минсельхоза. С остальными планируете выстраивать работу?

- Пока не готов ответить. Сегодня моя цель - подобрать заместителей. Затем мы вместе с ними будем формировать команду «снизу». Сейчас заместитель министра Альбина Корешкова отвечает за экономический блок, Андрей Лим - главный государственный ветеринарный инспектор Забайкальского края, финансы курирует Марина Кузнецова. Необходимо во всех подразделениях министерства выстроить четкую вертикаль власти.

Отмечу, что недавнюю вспышку ящура локализовали в Краснокаменске достаточно быстро. Вспышки эти будут, учитывая близость Китая. Самое главное - оперативность работы ветеринарной службы и доверие населения в этом вопросе. Сейчас мы составляем план по снятию регионализации, готовим главе региона предложения по улучшению штатной численности ведомства, работаем в части технического вооружения ветеринарной службы.

- Вы для себя какую ставите программу-максимум, программу-минимум?

- Программа максимум - это миллион гектаров пашни в обороте. Программа достаточно сложна, но если мы в это верить не будем, этих показателей никогда не достигнем. В Амурской области смогли за семь лет увеличить площадь посевных площадей с 500 тысяч гектаров до 1 миллиона 300 тысяч гектаров. Забайкалье производило миллион тонн зерна в советское время, сегодня есть технологии, которые могут приблизить нас к этому показателю. В этой связи вижу одной из своих задач поиск технологий, которые могут стать прорывными. Подбор передовых хозяйств, которые смогут эти идеи реализовать. А когда они наработают положительный опыт - тиражирование его на другие хозяйства. Это наиболее эффективный способ внедрения новых технологий. Сегодня самое главное - освободиться от тех барьеров и стереотипов, которые есть у людей.

Кстати сказать, когда я только приехал в Читу, каждый мне говорил: «Как ты мог сюда приехать?».

Первое, что меня напугало в Чите, - зеленые трубы в центре города, неужели нельзя было их спрятать, чем-то накрыть. В остальном меня все устраивает - современный город, красивые здания. Панические настроения надо заканчивать, потому что это негативно влияет и на людей, живущих в других регионах, отрицательно влияет на имидж региона. Вообще, у меня такое впечатление, что я приехал к себе домой, на родину. Ощущение, будто никуда из дома не уезжал.

- На каких позициях регион входит в посевную кампанию: семена, техника, люди, план посевных площадей.

- План-график по проведению весенне-полевых работ утвердили. Самое главное сегодня - довести денежные средства до сельхозтоваропроизводителей. Им сегодня надо закупать топливо, семена, пестициды, гербициды - нужно помочь людям войти в посевную. Это сейчас главное. А начиная с апреля, у нас запланированы командировки в районы - не видя сельского хозяйства, не общаясь с людьми ситуацию к лучшему не изменить.

- Сегодня единственным прорывным проектом в регионе принято считать АО «Племзавод «Комсомолец». Есть ли еще прорывные проекты в крае?

- С руководителями племзавода я уже встречался. Это действительно одно из передовых хозяйств края, требующее к себе внимание. Встречались с владельцами «Забайкальского агрохолдинга», планирую встречу с руководством «Мангазея-Агро».

Порой хозяйствам нужна даже не финансовая, а консалтинговая помощь, когда крестьянину оказывается в том числе и научное сопровождение внедрения каких-либо новшеств.

Я убежден, крупные инвесторы в Забайкалье придут. Но надо понимать, что инвестора пугает долгий срок окупаемости проекта, государство должно участвовать и компенсировать часть затрат. Бизнесу должно быть интересно работать в аграрном секторе. Например, в Японии уровень господдержки достигает 75 центов на один доллар производимой продукции, в России - 5 копеек на один рубль. Господдержка нужна, но она должна быть точечная. Это может быть и инфраструктурная поддержка, например, подвести к ферме электричество, построить дорогу, обеспечить поселение связью.

- Спасибо за интервью.

Анатолий КВАСОВ

Из досье «ЗР»:

Денис Юрьевич Бочкарев родился 24 августа 1977 года в поселке Южно-Морской города Находки Приморского края. В 2000 году окончил Приморскую государственную сельскохозяйственную академию по специальности «Зооинженер». Занимался научно-преподавательской деятельностью. Свою трудовую деятельность начинал на птицефабрике «Уссурийская». В 2005 году перешел на работу в администрацию Приморского края. С 2005 по 2015 годы прошел путь от главного специалиста отдела животноводства до директора департамента сельского хозяйства. В марте 2017 года был назначен на должность вице-губернатора Приморского края. В октябре 2017 года стал руководителем группы компаний с иностранными инвестициями «Армада». В марте 2019 года назначен министром сельского хозяйства Забайкальского края. Женат, воспитывает троих детей.

Лента новостей

Забайкалье в социальных сетях

Министерство сельского хозяйства Забайкальского края

Выберите район края:

Раздел недоступен

В настоящее время в выбранном вами разделе портала ведутся работы по его наполнению.
Посетите данный раздел позже.

Официальные сайты Забайкальского края: